Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/users/d/demidroll/domains/belskarb.by/forum/includes/bbcode.php on line 559
www.BelSkarb.com • Просмотр темы - БЕЛАРУСКИЕ ДЕРЕВЯННЫЕ КРЕСТЫ
center

Untitled BlOK PEKLAMY TOP




БЕЛАРУСКИЕ ДЕРЕВЯННЫЕ КРЕСТЫ

БЕЛАРУСКИЕ ДЕРЕВЯННЫЕ КРЕСТЫ

СообщениеАвтор: Maksim » 20 сен 2017, 21:48

Любовь Зорина. БЕЛАРУСКИЕ ДЕРЕВЯННЫЕ КРЕСТЫ

Один из историков Беларуси Адам Киркор писал в 19 веке: «Белоруссия — край могил, курганов, городищ, городков, урочищ, замков, замковищ, — край, где чуть не на каждом шагу вы встретите следы минувшего в памятниках, сказаниях, песнях». Чужеземные путешественники исстари называли Беларусь (историческую Литву) страной крестов.

Население Гродненской, Брестской, Минской областей Беларуси, Виленщины, Паневежский и Каунасский регионы Республики Летува, Белосточчина Польши до XІV оставалось языческим. Эти территории являли собой единое пространство бытования деревянных крестов особого типа, в искусствоведении они известны под названием литовских. Это удивительные произведения народного творчества, в которых отражён опыт поколений и целых коллективов мастеров резьбы по дереву, ткачеству и кузнечному ремеслу. Деревянные кресты известны с давних времён и теснейшим образом связаны с древними дохристианскими языческими верованиями белорусов. В них отразился опыт народных мастеров, которые особенным образом перерабатывали и отражали языческие и христианские взгляды на вопросы жизни и смерти. На наличие древнего культа указывает установка крестов в местах с необычными, сверхъестественными свойствами. Такие места назывались прощами – это могли быть холмы, на которых в древности располагались капища, поляны в лесу, определённые места в поле, на окраине деревни. Первоначально кресты связаны с языческими истуканами и столбами, символизирующими мировое дерево. Этот символ означает своеобразную ось, пронизывающую мироздание и являющуюся посредником между миром людей и миром духов/богов: корни древа и обычно связаны с подземным миром, ствол - с земным миром, ветви и крона – с небесным миром (фото № 2).

Рисунок
Гравюра «Молитва у креста» из журнала «Нива» (2-я пол. XIX в.).

Чтобы облегчить нашим предкам переход к христианской вере, и подтолкнуть людей к культу Христа и святых, одновременно с крестом происходило почитание рощ и деревьев с прикрепленными к ним алтарями (фото № 20). Историк З. Глогер пишет о почитании дуба: «Набожные люди для того, чтобы искоренить суеверия, навешивали на эти деревья, чья форма должна была иметь какие-то особенности – наросты, толщину и т.д. специальные изображения Святой Девы. Такие картинки приобретали особый шарм, так как были связаны с легендой появления Святой Девы в лучах света, струящихся через листву». Так, по легенде, двум подросткам явилась в ветвях груши икона «Богоматерь Жировицкая». Одним из самых сильных проявлений языческого мировоззрения является украшение крестов и надмогильных памятников ручниками в благодарность за исполненное желание или как жертву во имя исполнения своей просьбы.
Рисунок
Крест в виде мирового дерева. 1914г. (Фонды Гродненского музея истории религии).



Практически все авторы – этнографы, краеведы, описывающие в той или иной мере Беларусь (Павел Шпилевский, Антоний Осэндовский, Адам Киркор, Б. Гинет-Пилсудский) отмечали многообразие форм и типов надгробий и крестов. П. Шпилевский во время путешествия по Беларуси в ХІХ веке отмечал, что большое количество крестов повсюду в населенных пунктах создает впечатление исключительной набожности жителей края. Преданность крестам и алтарям выражалась в помпезности, с которой проходила церемония их установки и которая зависела от богатства того, кто их устанавливал. После небольшой церковной церемонии, организовывали которую обычно зажиточные крестьяне, толпа приглашенных принимала участие в пирушке, которая затягивалась иногда на несколько дней.

Рисунок
д. Бершты, Гродненский повет. Фото из коллекции Ю. Йодковского. 20-30-е гг. ХХв. (Фонды Гродненского историко-археологического музея).

После 1839 года православная церковь запрещала установку придорожных и кладбищенских крестов, украшенных резьбой и тканью. Они часто просто уничтожались администрацией, которая подозревала в них польско-католическое происхождение на том основании, что подобные кресты не встречаются в Великороссии. Смертельный удар по развитию декоративного искусства украшения крестов и алтарей на территории современной Беларуси нанес указ от 8 июня 1864 года М.Н. Муравьева, в соответствии с которым запрещалось не только устанавливать новые кресты, но и реставрировать старые. Это был один из способов русификации и укрепления российского православия в крае. Императорский указ от 14 марта 1896 года отменял циркуляр генерал-губернатора, но одновременно вводились ограничения на сооружение крестов из прочных материалов. Для деревянных крестов наступила новая эпоха, они стали появляться вдоль дорог и в полях, но в ограниченном количестве.



Классификация и функция крестов



Кресты подразделялись на памятно-предостерегающие, мемориальные, придорожные, прикладбищенские, прихрамовые, приусадебные (прысядзібныя) и др. Основной функцией этих крестов является охранно-предостерегающая. Устанавливаются они у дорог и на перекрестках, у церквей и на кладбищах, у криниц и на усадьбах. Большую часть этих крестов можно назвать обетными. Это «вещественная молитва» крестьянина – просьба о помощи в горести (неурожай, эпидемия, стихийное бедствие, смерть близкого) или благодарность за успех важного дела (свадьба, рождение ребёнка, исцеление больного, основание нового хозяйства, урожайный год). Им должны поклоняться, приносить к ним жертвы в виде рушников, цветов, еды. В каких-то случаях такие кресты даже могли заменять храм, если деревня далеко находилась от церкви или костёла. Отправляясь в дальнюю дорогу или по возвращении, люди подходили к нему и молились Богу (илл. № 1).

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Михась Романюк, известный исследователь белорусского народного творчества, собрал в своём архиве снимки 70-80-х годов ХХ века, на которых кресты полностью скрывались под рушниками, превращаясь в огромные стога. Его сын Денис Романюк, продолжая дело отца, писал, что с глубокой древности ручник и пояс рассматривались как магические объекты, обереги. Рушник является обязательным обрядовым атрибутом в повседневной жизни белорусов, с ним связано много примет, которые берут начало со времен язычества. Разрушить такой крест или снять с него понравившийся рушник было большим грехом. В своих публикациях он приводит рассказы местных жителей о том, что когда начались гонения на религию и коммунисты пытались уничтожать кресты, все эти люди затем умирали страшной, неестественной смертью или их парализовало, и они всю жизнь мучились.



Типы крестов



Наибольшее распространение в регионе получили канонические кресты, выполненные из дерева, обычно из дуба и были высотой от одного до пяти метров. Три верхних конца креста чаще всего имеют одинаковую длину, содержат символы солнца, геометрические символы, изображения растений, птиц, а также дерева жизни. Верхушки столярных крестов часто украшают небольшие металлические витые или кованые крестики, иногда на них устанавливались миниатюрные часовенки-каплички, вырезанные из дерева небольшие домики, в которые ставились освящённые фигурки святых (фото №№ 3, 13, 17). Наиболее популярна была концепция изображения Христа полуобнаженного, одна рука лежит на колене, другая, опершись на колено, поддерживает подбородок. Черты Христа наполнены такой грустью, что сердце сжимается, глядя на него. Иконографии получила название «Христос в темнице», по-белоруски «Хрыстос смуткуючы». Литовцы называют такого Христа «Smutkelis» (фото № 28). Главную роль в украшении крестов играли местные религиозные традиции, в которых искренне и самобытно проявлялись языческое мировоззрение.

Рисунок

Рисунок

Околица Мышинца.

В конце ХІХ века лучший современный знаток литовских крестов Мишель Бренштейн из Вильны выделял по конструктивным особенностям пять различных типов.

1) Самый древний исчезающий тип. Крест под небольшой крышей: наиболее приближен к простому латинскому кресту. Он состоит из столба с укороченными поперечинами, на которых установлена конусообразная крыша, увенчанная небольшим деревянным или железным крестом.

Рисунок
Курпе под Мышинцем.



2) Алтарь в чистом виде. На простой столб помещен короб иногда кубической формы, стенки которого зачастую выполненные в стиле барокко и открываются с одной или двух разных сторон. Это то, что осталось от очень старых алтарей, которые состояли из крыши, стоящей на четырех небольших колоннах, и площадки, закрепленной на столбе. Небольшая крыша служила укрытием для статуэток святых. Подобные алтари иногда застеклялись с одной или нескольких сторон. Разновидностью подобного типа являются алтари в форме большого короба, достигающего 2 метров в высоту. Короба устанавливались на низкие столбы, внутри находились фигурки, представлявшие сценки из жизни Христа и его страдания (ил. №№ 14-16).

Рисунок
Курпе под Кольнем.



3) Алтари в форме домиков высотой 1 – 2 метра. Некоторые из них имели открывающийся спереди вход и крышу под небольшими колоннами, у других были окна и двери, третьи, полностью застекленные имели копилку для сбора средств на необходимые реставрационные работы. Во всех этих алтарях внутри находится небольшой иконостас, украшенный рисунками и статуэтками святых. Раньше такие алтари устанавливали на камнях или старых дубах: по легенде эти камни были древними языческими жертвенниками. В наши дни это простая каменная или кирпичная кладка, служащая для них основанием (ил. №№ 10, 11, 19).

Рисунок
Капличка св. Яна под Демброво.

4) Очень маленькие алтари, не превышающие 1 метра в высоту. Они подвешивались на деревья, растущие вдоль дорог или на открытом пространстве: чаще всего это были дубы или сосны. Такие алтари имели спереди застекленные дверцы, были богато расписаны и украшены. Внутри чаще всего находилась статуэтка «печального» Христа, реже Святой Девы или просто крест (ил. № 26).

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок
Аватара пользователя
Maksim
Эксперт
Эксперт
 
Сообщения: 1136
Регистрация: 12 дек 2008, 10:49

Re: БЕЛАРУСКИЕ ДЕРЕВЯННЫЕ КРЕСТЫ

СообщениеАвтор: Maksim » 20 сен 2017, 21:53

5) Латинские кресты, постепенно трансформировавшиеся в маленькие алтари. Различают кресты «польские» и «русские» (с косой перекладиной): в зависимости от богатства орнамента – лучей, окружающих распятие и образующих «солнце», а также резьбы по дереву, выполненному вертикальной и плечевым линиям. Зачастую на них крепились символы страданий Христовых. Перекладины креста порой поддерживали статуэтки Святой Девы, Святой Анны, Святой Магдалины. На верхушке креста мог быть пеликан, кормящий своих птенцов, небольшой железный крест, маленький флаг, архангел с трубой, петух или крест с восемью лучами (фото №№ 4-8, 21, 25).

Рисунок
Крест в околицах д. Лаша.

Крест на могиле Яна и Цецилии



Вот как описывает Э. Ожешко в романе «Над Неманом» надгробие Яна и Цецилии – легендарных основателей рода Богатыревичей: «Под стеной Неманского оврага в зелёной пропасти с журчащим в глубине ручьём, стоял гигантский камень, покрытый мхом и увитый зеленью. … Под соснами и грушей что-то краснело, голубело и белело... Памятник был простой, даже убогий, но такой формы и с такими украшениями, какие встречались лишь много веков назад. Состоял он из шестиконечного широкого у основания и суживающегося к вершине креста, на красном фоне которого белело изображение Спасителя. Боковые стороны креста пестрели различными фигурами и эмблемами. Тут были и покрытые белой краской черепа, и разные орудия муки Христовой, и барельеф девы Марии с торчащими в нём семью позолоченными стрелами в виде мечей, и барельефные фигуры святых, которые были изображены облокотившимися с задумчивым видом на деревянные или глиняные подставки. Худоба и чрезмерно удлинённые формы тела и даже стёртые временем черты лица указывали на то, что работа эта относилась к очень далёкой эпохе. Крест был так ветх, что казалось, что вот-вот упадёт и рассыплется; само же распятие и окружающие его фигуры хотя и пострадали от времени, однако сохранили свои характерные черты. Покрывал их и защищал от окончательного разрушения небольшой гонтовый навес. На широком основании креста можно было прочесть белую надпись: «Ян и Цецилия. 1549. Memento mori».

Рисунок
Крест возле лямуса во дворе монастыря Бригиток в Гродно.



Анзельму предстояло заменить полусгнивший крест новым. Несколько десятков лет назад такую же работу проделал Якуб. Памятник был дорог многим поколениям, потому что в каждом из их находился кто-нибудь, кто не давал этому обломку старины исчезнуть с лица земли».
Рисунок
Крест на могиле Яна и Цецилии. Богатыревичи. Фото из коллекции Ю. Йодковского. 1930-е гг. ХХв.



С. Полховская посвятила этому памятнику статью, она пишет, что в 1934 году Юзеф Йодковский, основатель и организатор гродненского музея, понимая историческую и культурную ценность крестов, поднимал вопрос о консервации и реставрации памятника, который находился в стадии разрушения. Изготовление копии памятника, по мнению Ю. Йодковского, можно было поручить скульптору-самоучке Б. Болдаку. Объём работы был большим, в самой Польше таких матеров не было, поэтому по рекомендации известного скульптора-мастера Казиньского к работе присоедился выпускник виленского отдела изобразительного искусства Годзишевский и два ученика скульптора Квятковского из Вильно Волосевич и Парвеня. 18 мая 1935 года – в день 25-й годовщины со дня смерти Элизы Ожешко новый памятник был установлен при большом скоплении народа. Перед демантажом старый памятник был сфотографирован, в 1935 году вывезен в музей в Старый замок, где находится до настоящего времени.

Рисунок
Крест на могиле Яна и Цецилии. Фото Л. Зориной. 2004г



Особо следует отметить, что в фондах Гродненского историко-археологического музея сохранились снимки крестов, сделанные Ю. Йодковским во время экспедиций по краю.

В последние годы установка крестов приняла значительные масштабы, всё чаще можно наблюдать, как при въезде в населённый пункт путника встречают католические и православные кресты, имеющие упрощённую форму, а рушники заменяются цветными лентами.

Рисунок

Рисунок

Крест на кладбище в Подлабенье Гродненского района. Фото Л. Зориной. 2014г.



***

В 1912 году в Вильне на волне жемайтского национального возрождения вышла книга А. Ярошевича, Й. Басанавичуса и А. Жмудзинавичуса «Литовские кресты», в которой были представлены зарисованные с натуры художником А. Ярошевичем произведения народного искусства. В отличие от Беларуси на территории современной Республики Летувы криждирбисте – традиционное искусство обработки и украшения крестов не было полностью уничтожено. В 2007 году ЮНЕСКО включило его в Список нематериального культурного наследия человечества. Изготовление крестов составляет важную часть литовской культуры, хотя в настоящее время оно связаны с католической религией. Широкую известность получила Гора крестов неподалёку от Шауляя, на которой установлены около 50 тысяч крестов.

В последние годы мы можем наблюдать формирование польской горы крестов, расположенной на холме слева от трассы из Гродно-Белосток.

Рисунок
Христос в Темнице во дворе Костёла в Индуре Гродненского района. Фото Л. Зориной. 2014г.

Рисунок

Рисунок

Рисунок
Кресты при въезде в Гожу Гродненского района. Фото Л. Зориной 2014г.
Рисунок
Аватара пользователя
Maksim
Эксперт
Эксперт
 
Сообщения: 1136
Регистрация: 12 дек 2008, 10:49

Re: БЕЛАРУСКИЕ ДЕРЕВЯННЫЕ КРЕСТЫ

СообщениеАвтор: klad » 03 дек 2017, 20:33

:thank: 8)
Аватара пользователя
klad
новичок
новичок
 
Сообщения: 65
Регистрация: 07 фев 2009, 23:15
Откуда: Менск

Re: БЕЛАРУСКИЕ ДЕРЕВЯННЫЕ КРЕСТЫ

СообщениеАвтор: vik » 29 дек 2017, 15:43

Дзякуй :thank:
vik
Краевед
Краевед
 
Сообщения: 924
Регистрация: 26 сен 2009, 10:29


Вернуться в Военно-историческая реконструкция



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: в настоящее время на конференции нет зарегистрированных пользователей и гости: 1